Ямато — класс
линейного корабля Японии времен Второй Мировой войны — крупнейшие
линкоры в истории, а также головной корабль этого класса.
Строительство
Японское
руководство решило не придерживаться Лондонского соглашения 1930 г. о
качественных ограничениях на строительство линкоров и разработать
корабль заведомо превосходящий любые американские, так как считало, что
США не будут строить линейные корабли, неспособные проходить Панамским
каналом, а следовательно, их водоизмещение будет ограничено, по оценке
японских специалистов, 63000 т. Проектирование началось в октябре 1934
г., было рассмотрено 25 вариантов. Окончательный вариант принят в марте
1937 г. Первые два корабля заказаны в 1937 г., другие два в 1939 г.
Корабли строили в обстановке строгой секретности, американцы до самого
конца войны не знали их ТТХ. С целью дезинформации во всех документах
указывался заниженный калибр главных орудий - 40,6 см, а бюджет
постройки был разнесён по разным проектам, чтобы огромная стоимость не
бросалась в глаза.
Первоначально планировалось создать
серию из пяти кораблей, но третий корабль этого проекта,
«Синано», после проигранного сражения у атолла Мидуэй было
решено переделать в авианосец, четвёртый корабль, завершённый примерно
на 30 %, в 1943 г было решено не доделывать, а пятый вообще не был
заложен. Планировалась также серия кораблей класса «Супер
Ямато», вооружённых главными орудиями калибра 508-мм (20 дюймов),
но в 1942 г от их постройки отказались.

Первый корабль серии,
«Ямато» вышел из дока 8 августа 1940 г, вошел в строй в 16
декабря 1941 г., «Мусаси» вышел из дока в ноябре 1940 г,
вошёл в строй в августе 1942 г. Третий корабль серии —
«Синано» перестроили в авианосец к 1944 г.
Тактико-технические данные
-Водоизмещение: 65 700 т. стандартное, 72 800 т. полное.
-Вооружение: 9-460 мм, 6-155 мм, 24-127 мм, 152-25 мм орудий в окончательном варианте.
-Бронирование: борт — до 410 мм, палуба — до 200 мм, башни — до 650 мм.
-Скорость — 27,5 узла.
Участие в боях
Участие этих кораблей в боях было
крайне ограниченным. Линкор «Ямато» был флагманом японского
флота, и участвовал в сражении у атолла Мидуэй. В тот момент на
«Ямато» находился командующий объединенным флотом адмирал
Ямамото. «Ямато» и «Мусаси» большую часть
времени до 1943 года находились у острова Трук, затем в мае 1943 года
«Мусаси» принял участие в операции у Алеутских островов. 25
декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук линкор
«Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с
американской подводной лодки «Скейт». После ремонта 3
февраля 1944 г «Ямато» направился к Палау, а
«Мусаси» 10 февраля 1944 г ушел в Японию.
В октябре 1944 г оба корабля были
направлены в залив Лейте (Филиппины), где японское командование приняло
решение дать очередной генеральный морской бой силам США, разработав
операцию «Се-Го» (Победа).
Гибель кораблей
«Синано» потоплен 29
ноября 1944 г. американской подводной лодкой «Арчер-Фиш»,
которая выпустила по кораблю 6 торпед, 4 из которых попали. Это
случилось всего через десять дней после подъема на нем военно-морского
флага.
«Мусаси» был потоплен
американской авиацией в ходе Филиппинского сражения 24 октября 1944 г.
В него попало от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных
торпед, кроме того, наблюдатели отметили 18 близких разрывов.
«Мусаси» затонул через 11 часов после боя, а собственно
налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на
«Мусаси» участвовало около 260 самолетов. В
«Ямато» в том сражении попало четыре бомбы, после чего он
ремонтировался во Внутреннем море Японии, вплоть до своего последнего
похода.
«Ямато»
был потоплен авиацией во время самоубийственного рейда к Окинаве 7
апреля 1945 г (с приказом выброситься на берег в роли непотопляемой
батареи). В ходе налёта, в котором участвовало около 200 американских
самолётов, «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тяжелых
авиабомб и от 7 до 12 авиационных торпед и взорвался.
Линкоры этого типа ознаменовали собой
пик и одновременно тупик развития линкоров. Роль главной ударной силы
на море перешла к авианосцам.
Закат линкоров
Вторая мировая война
стала закатом линейных кораблей, так как на море появилось новое
оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые
дальнобойные пушки линкоров — палубная авиация. Находящийся в
рейдерском походе немецкий линкор «Бисмарк» 26 мая 1941
года был атакован палубными торпедоносцами, потерял ход и на следующий
день был потоплен двумя английскими линкорами и несколькими крейсерами
после 88-минутного боя.
7 декабря 1941 года
японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского
тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 5 линкоров и
несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами был потоплен
английский линейный корабль «Принс ов Уэлс» и линейный
крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим
числом зенитных орудий, однако это мало повлияло на нараставшую силу
авиации.
На заключительном этапе
войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий
и защите авианосцев. Самые большие в мире линейные корабли, японские
«Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так
и не вступив в бой с американскими кораблями. Последний немецкий линкор
«Тирпиц», скрытый в норвежских фьордах и защищённый
наземными зенитными орудиями, всё-таки был потоплен сверхтяжёлыми
бомбами с английских бомбардировщиков.
Последний бой
непосредственно между линейными кораблями состоялся 25 октября 1944
года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и
потопили японский «Ямасиро».
В условиях изменившихся
обстоятельств, проекты по постройке ещё больших линейных кораблей
(американский «Монтана» и японский «Супер
Ямато») были отменены. Последним линкором вступившим в строй стал
британский «Вэнгард» (1946 г.) После войны почти везде в
мире линкоры были сняты с вооружения или выведены в резерв.
|