Параметры Тоннаж стандартное «Дюнкерк» - 26500, «Страсбург» — 27300 полное «Дюнкерк» - 34884, «Страсбург» 36380 т Длина 209/215,1 м Ширина 31,1 м Осадка 9,6 м Бронирование «Дюнкерк»: главный пояс — 225 мм; переборка — 50 мм; главная палуба — 130—115 мм; нижняя палуба — 40-50 мм; башни ГК 330 мм (лоб), 250 мм (бок), 150 мм (крыша); барбеты — 310 мм; 4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша); рубка — 270 мм «Страсбург»: главный пояс — 283 мм; переборка — 50 мм; главная палуба — 130—115 мм; нижняя палуба — 40-50 мм; башни ГК 360 мм (лоб), 250 мм (бок), 160 мм (крыша); барбеты — 340 мм; 4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша); рубка — 270 мм Технические данные Силовая установка 4 ТЗА Parsons Мощность «Дюнкерк» - 110960, «Страсбург» - 112000л. с. Скорость 29,5 узлов Автономность плавания 16 400 миль на 17 узлах Экипаж «Дюнкерк» - 1381, «Страсбург» - 1302 человека Вооружение Артиллерия 2х4 — 330-мм/52, 3х4 и 2х2 — 130-мм/45 Зенитное вооружение 5х2 — 37-мм/54, 8х2 — 13,2-мм пулемёта Авиация 1 катапульта, 3 гидросамолёта Служба «Дюнкерк» — заложен 24 декабря 1932 г., спущен 2 октября 1935 г., вошёл в строй 1 мая 1937 г. «Страсбург» — заложен 25 ноября 1934 г., спущен 12 декабря 1936 г., вошёл в строй 6 апреля 1939 г. Большую часть карьеры эти корабли провели вместе. «Дюнкерк», вступивший в строй раньше успел совершить несколько заграничных плаваний и поучаствовать в Спитхедском морском параде по случаю коронации Георга VI. C началом войны оба корабля вошли в состав Рейдерского соединения (Force de Raid), базировавшегося на Брест. В связи с ожидаемым вступлением в войну Италии оба корабля в апреле 1940 года оба корабля перешли в Мерс-эль-Кебир на Средиземном море. Принимали участие в поисках германских рейдеров совместно с британскими кораблями. После заключения Компьенского перемирия Великобритания сделала попытку нейтрализовать флот недавнего союзника в ходе операции «Катапульта». 3 июля 1940 года британское Соединение "H" атаковало французскую эскадру в Мерс-эль-Кебире. В ходе ожесточённой перестрелки, проходившей с явным преимуществом Королевского флота, «Дюнкерк» и «Страсбург» сделали попытку вырваться из ловушки. «Страсбург» шедший первым сумел выйти в море и в дальнейшем, оторвавшись от преследования британского линейного крейсера «Худ» (Hood), прибыл в Тулон на следующий день. «Дюнкерк» не успел выйти из гавани и получив 4 попадания 381-мм снарядов, повредивших артиллерию и энергетическую установку, отказался от попытки прорыва. 6 июля «Дюнкерк» был атакован британскими палубными торпедоносцами «Суордфиш». Ни одна из сброшенных торпед в корабль не попала, но был поражён стоявший рядом с «Дюнкерком» сторожевой корабль. От взрыва торпеды детонировали глубинные бомбы находившиеся на сторожевике и «Дюнкерк» получил тяжёлые повреждения с затоплением части отсеков[5]. Ремонт корабля затянулся и лишь 19 февраля 1942 года он ушёл в Тулон. Во время базирования в Тулоне «Страсбург» являлся флагманским кораблём Флота Открытого моря (Force de Haut Mer), но в море выходил редко. «Дюнкерк» всё это время проходил капитальный ремонт. Утром 27 декабря 1942 года оба корабля были затоплены своими командами из-за угрозы их захвата германскими войсками. В 1944 году линкоры были подняты, но восстанавливать их не стали. «Страсбург» был продан на слом в 1955 году, а спустя три года его участь разделил «Дюнкерк».
|