15 ноября 1988, после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Создание системы "Энергия"-"Буран" началось в 1976 году, как ответ американскому "Шаттлу". 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий по всему СССР (всего около 2,5 млн. человек) принимали участие в создании этой сложнейшей системы. Многое было создано впервые в истории, и в том чилсе в истории человечества. Горечь от неудач ракеты Н1 привела к песпрецедентному уровню испытаний и тщательной подготовки всех систем.. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию орбитального корабля (ОК) и его систем с обширными теоретическими и экспериментальными исследованиями по определению аэродинамических, акустических, теплофизических, прочностных и других характеристик ОК, моделированием работы систем и динамики полета ОК на полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой новых материалов, отработкой методов и средств автоматической посадки на самолетах - летающих лабораториях, летными испытаниями в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном варианте) БТС-02, натурными испытаниями теплозащиты на экспериментальных аппаратах БОР-4 и БОР-5, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т. д.Достаточно сказать, что для поиска необходимого материала для черных плиток теплоизоляции была снаряжена специальная геологическая экспедиция! Так же создан самолет Ан-225 "Мрия", для перевозки "Бурана". На самом Байконуре так же был проведен огромный обьем работ, построенны исполинские стенд-старт, монтажно-испытательные комплекс стенд динамических испытаний , две основных стартовых площадки ( на них стоят башни обслуживания высотой 60 и 100 метров),проложенный железнодорожные ветки и трубопроводы для жидких газов , и самое главное -аэродром "Юбилейный", с полосой длинной 4.5км, и комплексом "Вымел" обоспечения АВТОМАТИЧЕСКОЙ посадки. Кроме того, подготовленны запасные аэродромы. Сама ракета "Энергия" заслуживает отдельного внимания.В сборе её вес достигает 2400 тонн, а каждый из двигателей первой ступени РД-170 ( мощнейших из ныне существующих) дает тягу 740 тонн. 15 ноября 1988 в 6 часов 00 минут по московскому времени "Энергия-Буран" с кивком отрывается от стартового стола и уходт в свой абсолютно автоматический полет. После совершения одного витка "Буран" снова ныряет в атмосферу,и гася свою скорость, по баллистичесской траектории подходит к аэродрому .Почти 20 минут он окутан раскаленной плазмой, но это испытание было с блеском выдержанно. Через несколько минут "Буран" уже коснется полосы, и мимо него промелькнет сопровождавший его МиГ-25. В эту секунду СССР было самым развитым в научном и техническом плане государством в истории человечества, и этот результат до сих пор даже не повторен ( шатл садится под управлением пилота). Но это был не предел - уже был готов корабль "Буря" для второго полета, ракетой "Энергия" планировалось выводить блоки станции "Мир-2" весом по 100 тонн , разрабатывался узел для стыковки "Бурана" к уже действующей станции "Мир". Ничему из этого не было сужденно сбыться...... В 1991 не стала страны, название которой было начертано красными буквами на борту корабля,экономике стало уже не до безумно дорогих игрушек, а 13 мая 2002 не стала и самого "Бурана" - крыша сборочного комплекса обрушилась и завалила под собой самую яркую победу советской науки.... Взято с сайта http://www.buran.ru/, не поленинитесь, почтите этот сайт свои вниманием.
Источник: http://www.buran.ru/ |